Иванов Александр Сергеевич.
- В 2002 году поступил в Санкт-Петербургский Государственный Университет Петра Великого.
- В 2004 году поступил на программу второго высшего образования в Высшую школу экономики и финансов при Факультете экономики и менеджмента (нынешний Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли)
- В 2007 году получил степень магистра менеджента по направлению “Организация предпринимательской деятельности”.
- С 2008 по 2011 год работал ведущим инженером по наклонно-направленному бурению в компании Шлюмберже в США.
- C 2012 по 2016 год руководил отделом по наклонно-направленному бурению в сланцевых месторождениях Северного и Западного регионов США в компании Шлюмберже.
- В 2016 году поступил на очную программу MBA (магистр бизнес администрирования) в Университете Индианы в США.
- В 2018 году получил степень MBA по направлению “Финансы” с дополнительными концентрациями в направлениях “Маркетинг” и “Менеджмент”, а также сертификат “Международный бизнес”.
Когда я поступал на Радиофизический Факультет Санкт-Петербургского Государственного Университета имени Петра Великого, я и представить себе не мог, что через 6 лет начну свою карьеру в качестве инженера по буровой телеметрии в Мексиканском Заливе в США.
До получения степени бакалавра по направлению “Радиотехника” и поступления в магистратуру, все шло своим чередом- университет исправно готовил меня к карьере в телекоммуникациях. В то время мне казалось, что нефтегазовая отрасль зарезервирована исключительно для выпускников с профильными специальностями. Но жизнь внесла свои коррективы и в один из неприметных осенних дней первого года магистратуры, я совершенно случайно увидел обьявление о презентации компании Шлюмберже. Не ожидая ничего определенного, я решил посетить презентацию и узнать немного больше о перспективах работы в компании. Эта презентация стала первым шагом в моей карьере в нефтегазовой отрасли- сначала в качестве инженера, а позже- руководителя отдела, ответственного за команду из 20 человек и организацию работ по наклонно-направленному бурению на сланцевых месторождениях в 8 штатах США.
Как оказалось, для западной модели набора персонала, в частности США, мой путь в компанию и отрасль в целом не был чем-то необычным. В бизнес-сегменте, в котором началась моя карьера, компания ежегодно набирает больше (иногда намного больше) 100 человек по всему миру из целевых университетов и распределяет их по странам в примерной пропорции 90/10: 90% отправляются на “домашние” локации (остаются в стране где их принимали на работу) и 10% отправляется за рубеж получать международный опыт. Основная идея- подготовка будущих руководителей, которые имеют очень разносторонний опыт и будут готовы применить свои навыки и наиболее эффективные методы ведения бизнеса по возвращении на родину. Одним из основных каналов набора персонала служит стажировка в компании, которая обычно проходит летом перед последним годом обучения в университете. В течение 1-3 месяцев студенты работают в одном из отделов компании над проектом, который в итоге презентуют перед руководством (обычно 3-5 менеджеров разных уровней). Стажировка- очень эффективный механизм набора персонала на западе, так как она дает время компании более внимательно присмотреться к потенциальным работникам, а студентам понять- нравиться ли им эта работа. Шанс получить предложение на работу за рубежом после окончания такой стажировки обычно в несколько раз выше.
Начинать карьеру в незнакомой отрасли, в чужой стране и в совершенно другой культуре очень не просто. По статистике, в нефтесервисной компании, такой как Шлюмберже, примерно каждый второй из новых сотрудников остается в компании после 2 лет работы. Несмотря на то, что компания тратит огромные средства на поиск, профессиональное обучение и и создание благоприятных условий и рабочего климата, это не делается из соображений благотворетельности и альтруизма. Инвестиции в развитие персонала в долгосрочной перспективе приносят большие дивиденды и помогают бизнесу постепенно и неуклонно расширяться, увеличивать доходность и привлекать лучших выпускников из наиболее престижных ВУЗов, ценных специалистов из других компаний, а также более квалифицированные кадры, которые разделяют культуру компании, ее миссию и модель ведения бизнеса.
Для недавнего выпускника ВУЗа, начало зарубежной карьеры сопряжено с рядом препятствий. Начиная с самых очевидных- языковой и культурный барьеры ведут к тому, что очень часто просто не понятно что просходит вокруг, и не у каждого коллеги есть время и терпение остановиться и обьяснить. С другой стороны, такие тривиальные вещи как поиск и сьем жилья, открытие банковского счета, и просто покупка необходимых вещей, могут стать огромным испытанием при отсутствии помощи знакомых или коллег. Приходиться невольно начинать все с нуля, заводить новый круг общения, новых друзей, учиться тому, как организована жизнь в новой стране, влиянию каких стереотипов и предубеждений будет подвержено общение с окружающими в повседневной жизни.
Ввиду разницы в развитии общества и индустрии в разных странах, очень частно возникает необходимость возвращаться к азам, разбираться в тонкостях того, что считается приемлимым, а что нет в повседневной и профессиональной жизни, какие знания считаются базовами навыками, а какие- специализацией. В этом отношении работа зарубежом очень напоминает получение еще одной специальности в сфере лингвистике и культурологии.
И напоследок, не каждому удается найти правильный баланс между рабочей и личной жизнью, приспособиться к новой культуре и найти свое место в новом окружении. Но несмотря на все сложности, с которыми неизбежно сталкивается каждый, кто переезжает за границу, опыт работы в другой стране помогает взглянуть на мир, организацию общества и человеческие отношения с новой точки зрения, разширяет кругозор и помогает понять почему многонациональные компании зачастую имееют конкурентное преимущество в сфере кадров по сравнению с компаниями с более однородным составом персонала.
В дальнейшем планируется проведение занятий со студентами по видеоконференц связи.
Сайт компании Шлюмберже: http://www.slb.com